Современные статьи по игре Го
И. Триптих о мастерстве
интервью с Игорем Гришиным
С чего начать?
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин
Классическое Го
автор Михаил Емельянов
Музыка Го
автор Михаил Емельянов
Модели Го
автор Виталий Мищенко
Книги Го
«Мэйдзин»
Ясунари Кавабата
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности.
«Русский Учитель японского Го»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас.
«Школа Го»
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России.
«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует!

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ В ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ

В современном го результат партии определяется договоренностью между игроками. В ходе переговоров выясняется, где чья территория, какие пункты являются нейтральными, какие камни "живыми", какие пленными. В случае неясностей игроки проводят совместный анализ позиции, при необходимости они могут разобрать возможные варианты продолжений. Закончив анализ, игроки приступают к процедуре подсчета очков. Для начинающих можно рекомендовать после подсчета результата проверять итоги с помощью доигрывания и подсчета очков по второму и третьему способам.

Однако все многообразие позиций чрезвычайно трудно охватить законченной системой правил, не искажая при этом сущности игры. Для целого ряда позиций, которые можно назвать иррациональными, имеются традиционные толкования. Они введены для того, чтобы избежать доигрывания, которое не принято в современном го.

Ниже приведена позиция с ситуацией секи в правом верхнем углу.

Подсчет очков не представляет особых трудностей: черные выиграли партию с перевесом в 4 очка (без учета съеденных и коми). Второй способ подсчета дает точно такой же результат, третий способ приносит победу черным с перевесом в 5 очков. Это расхождение в очках не отражается на исходе при коми 5.5 очка.

Справа приведена позиция с двумя иррациональными ситуациями: секи и ложным секи.



















Ваш браузер не поддерживает Java! Ваш браузер не поддерживает Java!

Решение позиции ложного секи приводилось в задаче 4-10.










Ваш браузер не поддерживает Java!
 

Наличие секи в правом нижнем углу несколько усложняет подсчет очков. Если белые пойдут на ко-борьбу в правом верхнем углу, то черные создадут ко-угрозу в правом нижнем углу. Учитывая это, игроки в ходе своих переговоров определяют результат, являющийся оптимальным для этой позиции. Белые отдают в качестве пленных три камня в правом верхнем углу, а черные - свои пять камней положения секи в правом нижнем углу. Результат партии: белые выиграли с перевесом в 1 очко (без учета съеденных и коми). Точно такой же результат дает доигрывание и подсчет очков вторым и третьим способами.

Черные и белые камни в трех группах из трех камней у правого края поля трудно классифицировать:










Ваш браузер не поддерживает Java!
 

С одной стороны, их можно отнести к разряду пленных, так как противник в любой момент может их уничтожить. С другой стороны, противнику не выгодно их уничтожать – тогда он теряет значительно больше. Также очень трудно ответить, является ли пункт "O" (G9) нейтральным, или пунктом территории черных.

В более сложных позициях игроку может оказаться выгодным уничтожить эти камни; в каждом конкретном случае игроки сами решают такие проблемы.

Задачи 10-9 и 10-10 также следует отнести к проблемным. Такие позиции практически не встречаются, но они интересны для понимания игры.



















Ваш браузер не поддерживает Java! Ваш браузер не поддерживает Java!

Начинающие не всегда улавливают момент окончания партии, поэтому у них часто встречаются незавершенные позиции, как, например:










Ваш браузер не поддерживает Java!
 

Черные полностью оцепили большой участок доски в правом верхнем углу. Внутри этого оцепления находится одинокий белый камень. При проведении совместного анализа выясняется, что белые могут добиться в этом углу ситуации секи. Следовательно, белый камень нельзя отнести к разряду пленных. Тем более нельзя считать пленными черные камни. Налицо незавершенная ситуация, в которой обе стороны имеют "живые" камни, а все свободные пункты в этой области ничейные.

На левой стороне мы также сталкиваемся с незавершенностью. Белые при своем ходе могут уничтожить 4 черных камня, следовательно, 3 белых камня не являются пленными. По той же причине 4 черных камня также не относятся к пленным.