
И. Триптих о мастерстве |
интервью с Игорем Гришиным |

С чего начать? |
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин |

Классическое Го |
автор Михаил Емельянов |

Музыка Го |
автор Михаил Емельянов |

Го как инструмент воспитания стратега |
автор Руслан Дмитриев |

Модели Го |
автор Виталий Мищенко |

«Мэйдзин» |
Ясунари Кавабата |
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности. |

«Русский Учитель японского Го» |
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов |
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас. |

«Школа Го» |
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов |
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России. |

«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих» |
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов |
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует! |
ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ
Для привыкших к шахматному мышлению европейцев наиболее сложными при освоении игры го являются два момента: окончание партии и отказ от игры на уничтожение, то есть на взятие камней. Также трудно понять восточный подход к игре, полное равнодушие к законченности правил. Подчас даже сильные японские любители не знают всех правил го. По спорным вопросам партнеры договариваются между собой и решают, в чью пользу сложилась позиция.
Разночтения в трактовке правил обычно возникают в конце игры, при подсчете очков. В качестве примера приводим подсчет, сделанный в одной и той же партии, но по разным правилам, применявшимся в разные периоды истории го. Такой сравнительный подход поможет начинающим понять современные правила подсчета очков, так как древние правила более просты для понимания и не дают разногласий в оценке финальной позиции.
Ниже приведена позиция, в которой оба игрока отказались от хода:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Любой ход как черных, так и белых обладает нулевой ценностью, результат партии не изменится от того, сделает игрок ход или же пропустит его. В го не принято делать ходы, обладающие нулевой ценностью, считается, что такие ходы говорят о низком уровне играющего.
Подсчет очков дает следующие результаты: территория черных - 14 пунктов, пленных белых камней - 3, итого - 17 очков. Территория белых - 10 пунктов, пленных черных камней - 1, в ходе партии белые уничтожили 2 черных камня, итого - 13 очков. Черные выиграли с перевесом в 4 очка. Следует учесть, что пункты отмеченные "x" (A1, F2, I3 и I9) не являются территорией игроков.
В ходе подсчета игроки ходами 1-заполняют нейтральные пункты.
Затем считают очки по методике, описанной в главе "Партия на малой доске". Разница набранных очков остается той же самой.
Эта система подсчета восходит к более древней, по которой очки начислялись за пункты территории и за стоящие на доске "живые камни". Съеденные и пленные камни при этом в расчет не принимались. Если в позиции в файле yose_2.go очки подсчитать этим способом, то получится следующий результат: черные набрали 43 очка, белые 38. Отличие в 1 очко получается из-за того, что последний ход делают черные (ход 63).
Но обычно партия этим не кончалась. Она продолжалась до позиции аналогичной yose_3.go, в которой ходы игроков или запрещены, или ведут к гибели "живых" камней:
В таких позициях не возникает вопросов ни о пленных камнях, ни о том, где чья территория. Результат партии тот же: черные - 43 очка, белые - 38.
По другой, по-видимому, еще более древней системе понятия территории вообще не существовало, очки начислялись только за камни, стоящие на доске. Пример такой позиции:
При доигрывании по этой схеме в конце партии перестают действовать правило уничтожения и запрет на самоуничтожение, игроки заполнчют своими камнями свои пункты территории. Результат партии такой же, как и в yose_3.go: 5 очков в пользу черных.
При подсчете разными способами получается отличие в одно очко, так будет в 50% случаев. Это объясняется тем, что второй и третий способы дают всегда (за исключением некоторых иррациональных позиций) нечетную разницу набранных игроками очков. Это, кстати, исключает возможность равенства очков, а следовательно, и ничью.
При коми 5.5 очка эти различия не отражаются на результате партии, при коми 4.5 очка, которое также употребляется в соревнованиях, результат разобранной партии зависит от системы подсчета очков: первый способ дает победу белым, второй и третий - черным.
В случае трудностей с определением территорий и пленных камней начинающим можно рекомендовать вторую или третью системы окончания партии. Они проще, хотя и неоправданно увеличивают длительность партии.