Современные статьи по игре Го
И. Триптих о мастерстве
интервью с Игорем Гришиным
С чего начать?
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин
Классическое Го
автор Михаил Емельянов
Музыка Го
автор Михаил Емельянов
Модели Го
автор Виталий Мищенко
Книги Го
«Мэйдзин»
Ясунари Кавабата
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности.
«Русский Учитель японского Го»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас.
«Школа Го»
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России.
«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует!

ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ

Для привыкших к шахматному мышлению европейцев наиболее сложными при освоении игры го являются два момента: окончание партии и отказ от игры на уничтожение, то есть на взятие камней. Также трудно понять восточный подход к игре, полное равнодушие к законченности правил. Подчас даже сильные японские любители не знают всех правил го. По спорным вопросам партнеры договариваются между собой и решают, в чью пользу сложилась позиция.

Разночтения в трактовке правил обычно возникают в конце игры, при подсчете очков. В качестве примера приводим подсчет, сделанный в одной и той же партии, но по разным правилам, применявшимся в разные периоды истории го. Такой сравнительный подход поможет начинающим понять современные правила подсчета очков, так как древние правила более просты для понимания и не дают разногласий в оценке финальной позиции.

Ниже приведена позиция, в которой оба игрока отказались от хода:










Ваш браузер не поддерживает Java!

Любой ход как черных, так и белых обладает нулевой ценностью, результат партии не изменится от того, сделает игрок ход или же пропустит его. В го не принято делать ходы, обладающие нулевой ценностью, считается, что такие ходы говорят о низком уровне играющего.

Подсчет очков дает следующие результаты: территория черных - 14 пунктов, пленных белых камней - 3, итого - 17 очков. Территория белых - 10 пунктов, пленных черных камней - 1, в ходе партии белые уничтожили 2 черных камня, итого - 13 очков. Черные выиграли с перевесом в 4 очка. Следует учесть, что пункты отмеченные "x" (A1, F2, I3 и I9) не являются территорией игроков.

В ходе подсчета игроки ходами 1-заполняют нейтральные пункты.

Затем считают очки по методике, описанной в главе "Партия на малой доске". Разница набранных очков остается той же самой.

Эта система подсчета восходит к более древней, по которой очки начислялись за пункты территории и за стоящие на доске "живые камни". Съеденные и пленные камни при этом в расчет не принимались. Если в позиции в файле yose_2.go очки подсчитать этим способом, то получится следующий результат: черные набрали 43 очка, белые 38. Отличие в 1 очко получается из-за того, что последний ход делают черные (ход 63).

Но обычно партия этим не кончалась. Она продолжалась до позиции аналогичной yose_3.go, в которой ходы игроков или запрещены, или ведут к гибели "живых" камней:

В таких позициях не возникает вопросов ни о пленных камнях, ни о том, где чья территория. Результат партии тот же: черные - 43 очка, белые - 38.

По другой, по-видимому, еще более древней системе понятия территории вообще не существовало, очки начислялись только за камни, стоящие на доске. Пример такой позиции:

При доигрывании по этой схеме в конце партии перестают действовать правило уничтожения и запрет на самоуничтожение, игроки заполнчют своими камнями свои пункты территории. Результат партии такой же, как и в yose_3.go: 5 очков в пользу черных.

При подсчете разными способами получается отличие в одно очко, так будет в 50% случаев. Это объясняется тем, что второй и третий способы дают всегда (за исключением некоторых иррациональных позиций) нечетную разницу набранных игроками очков. Это, кстати, исключает возможность равенства очков, а следовательно, и ничью.

При коми 5.5 очка эти различия не отражаются на результате партии, при коми 4.5 очка, которое также употребляется в соревнованиях, результат разобранной партии зависит от системы подсчета очков: первый способ дает победу белым, второй и третий - черным.

В случае трудностей с определением территорий и пленных камней начинающим можно рекомендовать вторую или третью системы окончания партии. Они проще, хотя и неоправданно увеличивают длительность партии.