Современные статьи по игре Го
И. Триптих о мастерстве
интервью с Игорем Гришиным
С чего начать?
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин
Классическое Го
автор Михаил Емельянов
Музыка Го
автор Михаил Емельянов
Модели Го
автор Виталий Мищенко
Книги Го
«Мэйдзин»
Ясунари Кавабата
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности.
«Русский Учитель японского Го»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас.
«Школа Го»
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России.
«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует!

УНИЧТОЖЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРУПП КАМНЕЙ

Территориальные владения игроков крепости появляются в результате борьбы, когда каждый игрок старается обеспечить себе участок доски побольше и не дать это сделать противнику, а при случае и захватить группу противника, не сумевшую вовремя обеспечить себя двумя глазами или прорваться к другим своим группам. Территорию проще всего захватывать в углах, где два края доски составляют естественное ограждение. Именно в углах разворачиваются наиболее серьезные схватки противников.

Схема создания крепостей обычно выглядит так: соперники своими камнями обозначают общие контуры территорий, которые они предполагают захватить. В ходе игры камни противников все ближе и ближе подступают друг к другу, разрозненные камни объединяются в группы. Часто игрок вторгается в расположение противника с целью создать там неприступную крепость, хоть и не дающую ему много очков, но резко уменьшающую территорию соперника. В таких острых схватках и появляются небольшие группы камней, от судьбы которых в значительной степени зависит общий исход партии.

Распознавать неприступные и гибнущие крепости можно научиться, решив задачи по этой теме (они приведены дальше). Следующий шаг - создание из групп камней неприступных крепостей и обратная задача - препятствовать делать то же самое противнику, не представит слишком больших затруднений. Ниже приводятся рекомендации, с помощью которых легче освоить эту тему.

  1. Не давайте возможность противнику прижать вашу группу камней к краю доски. Оставляйте возможность распространения группы к центру или в стороны. (Как говорил Никита Михалков в фильме "Свой среди чужих": "Если нас прижмут к реке, то крышка").
  2. Стремитесь к соединению своих групп.
  3. Приблизительная оценка перспектив групп такова: группа из четырех камней в углу гибнет, из шести - живет. Судьба группы из пяти камней зависит от очередности хода: при ходе атакующего она гибнет, при ходе защищающегося - живет. Этот принцип годен для большинства угловых групп, вплотную оцепленных снаружи камнями противника независимо от их конфигурации.
  4. Обреченную группу можно использовать а) для ко угроз, б) для уменьшения контролируемой противником территории, делая ходы, направленные на спасение группы, в) обреченная группа может оказать помощь в атаке камней внешнего оцепления.