УНИЧТОЖЕНИЕ И ЗАЩИТА "КРЕПОСТЕЙ"
Под крепостью условимся понимать группу камней, окруженную снаружи камнями противника, но имеющую внутри свободные пункты.
Крепости могут быть большие и малые, гибнущие и неприступные. Неприступные крепости как раз и являются теми территориальными владениями, которые поставляют игрокам основные очки. Поэтому главное, что нужно понять в го, - это какие крепости являются гибнущими, а какие неприступными, как создавать неприступные крепости и как помешать это сделать противнику.
В го применяется по этому поводу несколько необычная терминология, включающая понятие "глаз". Существует принцип: группа с одним глазом гибнет, а с двумя - выживает.
В задаче 1-3 приведена крепость с одним глазом, то есть имеющая внутри один свободный пункт.
|
|
Гибнут и крепости, которые противник с помощью серии жертв приводит к позиции с 1 свободным пунктом внутри (задачи 1-5 и 1-6).
Крепость в задаче 1-4 имеет 2 глаза, т.е. 2 обособленных свободных пункта. Такая крепость является неприступной.
К разряду неприступных крепостей можно отнести и черную группу в задаче 1-7. Черные всегда, даже при атаке белых, могут создать в ней 2 глаза. Единственно, чего нельзя допускать, - это двух ходов белых подряд внутри этой крепости.
Ниже мы приведем несколько рекомендаций, которые пригодятся вам при решении практических задач.
- Пункт, ходом в который противник создает неприступную крепость с двумя и более глазами, является, как правило, наилучшим пунктом и для вашего хода (критический пункт). Под критическим условимся понимать такой пункт, ход в который препятствует созданию двух глаз.
- Атакуя крепость противника, в первую очередь занимайте критический пункт, а потом уже завершайте внешнее окружение крепости противника.
- Заняв критический пункт, вы обрекаете крепость противника на гибель. При этом вовсе не обязательно заканчивать окружение обреченной крепости; нужно только следить, чтобы она не могла вырваться из оцепления и соединиться с другой своей группой, или создать еще 1 глаз в другом месте доски.
- Если ваша собственная группа находится в опасности (не имеет двух глаз), приходится заниматься уничтожением обреченной крепости. При этом старайтесь не делать лишних ходов, достаточно того, что вы опережаете противника на 1 темп.
- Создавать полностью неприступную крепость, как правило, невыгодно: для этого надо тратить лишние ходы, а также занимать пункты территории, приносящие очки. Правильным решением вопроса будет не создание крепостей с двумя глазами, а создание крепостей, которые, будучи атакованы противником, смогут сделать два глаза.