КОНТРОЛЬ ВРЕМЕНИ В ГО
Контроль времени в го был введен сравнительно недавно. Время на обдумывание дается различное: в обычных любительских встречах игрокам дается по 45 минут на партию, в крупных любительских турнирах по — по 3 часа на партию каждому игроку (в отличие от шахмат и шашек в го время дается не на определенное количество ходов, а на всю партию).
В партиях профессионалов применяется больший контроль времени — от шести до десяти часов каждому игроку на партию. Такая партия, естественно, играется два дня. Профессионалы по нескольку дней готовятся к своим партиям. Обычно в серьезных матчах перерыв между партиями составляет 8-10 дней, чтобы игроки могли отдохнуть.
В исключительных случаях применялся и больший контроль времени. Роман лауреата Нобелевской премии японского писателя Кавабаты "Мейджин" посвящен описанию матча из одной партии между двумя крупнейшими японскими профессионалами. Партия началась 26 июня, а закончилась 4 декабря 1938 года. Игрокам давалось по 40 часов на партию. Они 14 раз садились за доску.
Интересной отличительной особенностью контроля времени в го является принцип байоми, позволяющий смягчить последствия цейтнота. При просрочке основного времени игрок получает дополнительное время (например, по одной минуте) на каждый последующий ход. Если при этом игрок в течение минуты не сделал ход, он лишается права очередного хода, и противник, таким образом, получает возможность сделать 2 хода подряд, после чего игрок опять получает 1 минуту на следующий ход и т.д. Существуют и другие способы применения байоми.