Современные статьи по игре Го
И. Триптих о мастерстве
интервью с Игорем Гришиным
С чего начать?
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин
Классическое Го
автор Михаил Емельянов
Музыка Го
автор Михаил Емельянов
Модели Го
автор Виталий Мищенко
Книги Го
«Мэйдзин»
Ясунари Кавабата
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности.
«Русский Учитель японского Го»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас.
«Школа Го»
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России.
«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих»
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует!

Классическое Го

автор М. Емельянов, «Фотографии, используемые в статье собраны автором на бескрайних просторах японского Интернет»

до сих пор древние китайские сборники по Вейчи ставят в тупик мастеров игры своей сложностью

до сих пор древние китайские сборники по Вейчи ставят в тупик мастеров игры своей сложностью


Го - это игра традиций. Существуя более 4000 тысяч лет, Го впитало в себя культуру Китая и Японии, получив в Азии особый статус интеллектуальной игры элиты.
В Го важно всё, особенно мелочи. Разрабатывая стратегию, приходится учитывать незаметные нюансы, которые влияют на всю позицию в целом.
Неотъемлемыми элементами Го являются не только сам процесс игры, но также правила этикета, поведения до начала и после окончания поединка. В Азии эти правила известны практически всем, они большей частью впитываются детьми из повседневной жизни, поэтому европейцу особенно сложно играть "по правилам" с азиатами, приехав допустим, в Японию или Китай.
"Го - это хитрая лиса" говорят китайцы. Именно в этой игре в полной мере могут проявиться чудеса изворотливости, обмана и полуобмана.

правильная постановка руки в Го, символизирующая меч, как и в искусстве фехтования

правильная постановка руки, символизирующая меч, как и в искусстве фехтования

Го - это игра для сильных духом людей. Европеец, если он хочет понять Го, увидеть его в настоящем свете, должен быть готовым изменить себя. Играя в Го нельзя думать "по-западному". Любители Европе и Америке слабо представляют себе идеи и задачи игры. Го это не огораживание территории с целью выиграть, это философия (так же как и боевые искусства, которые нельзя отделить от их философии). Всё это в комплексе есть Го. Делить нельзя. Разделение Го на игру и на философию равносильно делению романа "Война и мир" на "Войну" и на "Мир".
В этом и состоит основная идея классического Го, в отличие от европейской интерпретации: объединение в себе игры, философии, искусства и интеллектуального развития.

Партии классического Го играются очень медленно. Даже сейчас все серьезные партии между сильнейшими игроками занимают несколько дней. Антиподом такого подхода является интернет-го, в которое также вовлечены многие молодые начинающие игроки из Китая, Японии и Кореи. Интернет-Го живет по своим законам. Редко удается сыграть партию, где у тебя с соперником 1 час времени на двоих. При этом основное количество партий играются вообще в виде "блицев". Это негативно сказывается на уровне игры человека.

Го - это игра для сильных духом людей. Европеец, если он хочет понять Го, увидеть его в настоящем свете, должен быть готовым изменить себя. Играя в Го нельзя думать "по-западному". Любители Европе и Америке слабо представляют себе идеи и задачи игры. Го это не огораживание территории с целью выиграть, это философия (так же как и боевые искусства, которые нельзя отделить от их философии). Всё это в комплексе есть Го. Делить нельзя. Разделение Го на игру и на философию равносильно делению романа "Война и мир" на "Войну" и на "Мир".
В этом и состоит основная идея классического Го, в отличие от европейской интерпретации: объединение в себе игры, философии, искусства и интеллектуального развития.

Партии классического Го играются очень медленно. Даже сейчас все серьезные партии между сильнейшими игроками занимают несколько дней. Антиподом такого подхода является интернет-го, в которое также вовлечены многие молодые начинающие игроки из Китая, Японии и Кореи. Интернет-Го живет по своим законам. Редко удается сыграть партию, где у тебя с соперником 1 час времени на двоих. При этом основное количество партий играются вообще в виде "блицев". Это негативно сказывается на уровне игры человека.

в обстановке аскетизма, столь любимой японцами, проходят партии, за ходом которых  следят миллионы глаз в Азии

в обстановке аскетизма, столь любимой японцами, проходят партии, за ходом которых следят миллионы глаз в Азии

Начиная знакомство с игрой Го важно понимать, что Го - это искусство, наравне с другими искусствами Востока (боевые искусства, каллиграфия, поэзия, искусство чая) которые сейчас популярны в России и Европе. Культ силы, свойственный Западу, совершенно неприемлем на Востоке, где считается неприличным демонстрировать свое превосходство (существует китайская мудрость: "слабое и гибкое выживает, твердое и сильное разрушается"). Поэтому часто западные игроки, достигшие посредственных уровней игры в районе высших кю или начальных данов, удивляются, почему азиаты играют слабо.
Го - это сложная, глубокая и неоднозначная игра. В искусстве победы в идеальном смысле не существует. В Го победа определяется превосходством в набранных очках. Однако суть игры конечно не в этом. Го учит нас проигрывать и ошибаться, для того, чтобы затем стать победителем. Кроме мастерства выпутываться из тяжелых и безвыходных ситуаций, Го учит чувствовать формы вещей, учит использовать весь ментальный потенциал человека. В этом основная идея интеллектуальной игры, а не в огораживании пунктов на доске. В Японии говорят: "Го намного гуманней и совершенней шахмат, ведь в шахматах проигравший теряет всё, а в Го проиграть можно всего на 0,5 очка, имея не меньше, чем есть у твоего соперника".

мраморная доска для Го (Япония)

мраморная доска для Го (Япония)

Изучение классического Го должно продвигать человека и освобождать его голову, помогая ему в жизни. Нет смысла загружать и без того перегруженные мозги. Го помогает легче смотреть на вещи, видя их настоящую, а не кажущуюся ценность. Сила ведет к уверенности, а мудрость приносит радость. Сочетая в себе эти два параметра, Го уже много тысяч лет манит к себе все новых и новых исследователей этой замечательной и невообразимо сложной игры.