
И. Триптих о мастерстве |
интервью с Игорем Гришиным |

С чего начать? |
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин |

Классическое Го |
автор Михаил Емельянов |

Музыка Го |
автор Михаил Емельянов |

Го как инструмент воспитания стратега |
автор Руслан Дмитриев |

Модели Го |
автор Виталий Мищенко |

«Мэйдзин» |
Ясунари Кавабата |
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности. |

«Русский Учитель японского Го» |
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов |
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас. |

«Школа Го» |
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов |
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России. |

«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих» |
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов |
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует! |
Классическое Го
автор М. Емельянов, «Фотографии, используемые в статье собраны автором на бескрайних просторах японского Интернет»
до сих пор древние китайские сборники по Вейчи ставят в тупик мастеров игры своей сложностью
Го - это игра традиций. Существуя более 4000 тысяч лет, Го впитало в себя
культуру Китая и Японии, получив в Азии особый статус интеллектуальной
игры элиты.
В Го важно всё, особенно мелочи. Разрабатывая стратегию, приходится учитывать
незаметные нюансы, которые влияют на всю позицию в целом.
Неотъемлемыми элементами Го являются не только сам процесс игры, но также
правила этикета, поведения до начала и после окончания поединка. В Азии
эти правила известны практически всем, они большей частью впитываются
детьми из повседневной жизни, поэтому европейцу особенно сложно играть
"по правилам" с азиатами, приехав допустим, в Японию или Китай.
"Го - это хитрая лиса" говорят китайцы. Именно в этой игре в
полной мере могут проявиться чудеса изворотливости, обмана и полуобмана.
правильная постановка руки, символизирующая меч, как и в искусстве фехтования
Го - это игра для сильных духом людей. Европеец, если он хочет понять
Го, увидеть его в настоящем свете, должен быть готовым изменить себя.
Играя в Го нельзя думать "по-западному". Любители Европе и Америке
слабо представляют себе идеи и задачи игры. Го это не огораживание территории
с целью выиграть, это философия (так же как и боевые искусства, которые
нельзя отделить от их философии). Всё это в комплексе есть Го. Делить
нельзя. Разделение Го на игру и на философию равносильно делению романа
"Война и мир" на "Войну" и на "Мир".
В этом и состоит основная идея классического Го, в отличие от европейской
интерпретации: объединение в себе игры, философии, искусства и интеллектуального
развития.
Партии классического Го играются очень медленно. Даже сейчас все серьезные партии между сильнейшими игроками занимают несколько дней. Антиподом такого подхода является интернет-го, в которое также вовлечены многие молодые начинающие игроки из Китая, Японии и Кореи. Интернет-Го живет по своим законам. Редко удается сыграть партию, где у тебя с соперником 1 час времени на двоих. При этом основное количество партий играются вообще в виде "блицев". Это негативно сказывается на уровне игры человека.
Го - это игра для сильных духом людей. Европеец, если он хочет понять
Го, увидеть его в настоящем свете, должен быть готовым изменить себя.
Играя в Го нельзя думать "по-западному". Любители Европе и Америке
слабо представляют себе идеи и задачи игры. Го это не огораживание территории
с целью выиграть, это философия (так же как и боевые искусства, которые
нельзя отделить от их философии). Всё это в комплексе есть Го. Делить
нельзя. Разделение Го на игру и на философию равносильно делению романа
"Война и мир" на "Войну" и на "Мир".
В этом и состоит основная идея классического Го, в отличие от европейской
интерпретации: объединение в себе игры, философии, искусства и интеллектуального
развития.
Партии классического Го играются очень медленно. Даже сейчас все серьезные
партии между сильнейшими игроками занимают несколько дней. Антиподом такого
подхода является интернет-го, в которое также вовлечены многие молодые
начинающие игроки из Китая, Японии и Кореи. Интернет-Го живет по своим
законам. Редко удается сыграть партию, где у тебя с соперником 1 час времени
на двоих. При этом основное количество партий играются вообще в виде "блицев".
Это негативно сказывается на уровне игры человека.
в обстановке аскетизма, столь любимой японцами, проходят партии, за ходом которых следят миллионы глаз в Азии
Начиная знакомство с игрой Го важно понимать, что Го - это искусство,
наравне с другими искусствами Востока (боевые искусства, каллиграфия,
поэзия, искусство чая) которые сейчас популярны в России и Европе. Культ
силы, свойственный Западу, совершенно неприемлем на Востоке, где считается
неприличным демонстрировать свое превосходство (существует китайская мудрость:
"слабое и гибкое выживает, твердое и сильное разрушается").
Поэтому часто западные игроки, достигшие посредственных уровней игры в
районе высших кю или начальных данов, удивляются, почему азиаты играют
слабо.
Го - это сложная, глубокая и неоднозначная игра. В искусстве победы в
идеальном смысле не существует. В Го победа определяется превосходством
в набранных очках. Однако суть игры конечно не в этом. Го учит нас проигрывать
и ошибаться, для того, чтобы затем стать победителем. Кроме мастерства
выпутываться из тяжелых и безвыходных ситуаций, Го учит чувствовать формы
вещей, учит использовать весь ментальный потенциал человека. В этом основная
идея интеллектуальной игры, а не в огораживании пунктов на доске. В Японии
говорят: "Го намного гуманней и совершенней шахмат, ведь в шахматах
проигравший теряет всё, а в Го проиграть можно всего на 0,5 очка, имея
не меньше, чем есть у твоего соперника".
мраморная доска для Го (Япония)
Изучение классического Го должно продвигать человека и освобождать его голову, помогая ему в жизни. Нет смысла загружать и без того перегруженные мозги. Го помогает легче смотреть на вещи, видя их настоящую, а не кажущуюся ценность. Сила ведет к уверенности, а мудрость приносит радость. Сочетая в себе эти два параметра, Го уже много тысяч лет манит к себе все новых и новых исследователей этой замечательной и невообразимо сложной игры.