И. Триптих о мастерстве |
интервью с Игорем Гришиным |
С чего начать? |
авторы Михаил Емельянов, Игорь Гришин |
Классическое Го |
автор Михаил Емельянов |
Музыка Го |
автор Михаил Емельянов |
Го как инструмент воспитания стратега |
автор Руслан Дмитриев |
Модели Го |
автор Виталий Мищенко |
«Мэйдзин» |
Ясунари Кавабата |
Роман лауреата Нобелевской премии посвящен переломному для истории Го моменту. В нем показана встреча классического Го с Го современным, тяготеющим к соревновательной результативности. |
«Русский Учитель японского Го» |
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов |
Это лучшая книга по игре Го на русском языке. Написана Мастерами для будущих Мастеров. Если Вы хотите научиться играть в Го, и рядом нет Учителя - это книга для вас. |
«Школа Го» |
В.А. Асташкин, Г.И. Нилов |
Эта серия статей, предназначенная для знакомства с основами игры, опубликована в журнале "Наука и Жизнь" в 1975-1976 годах. Именно с нею многие связывают начало Го в России. |
«Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих» |
И.А. Гришин, М.Г. Емельянов, А.В. Степанов |
Первый русский учебник по игре Го (издан в 2006 году). Это оригинальное издание, которое содержит огромное количество учебного и справочного материала по игре Го. Федерация Го рекомендует! |
Го как инструмент воспитания стратега.
(Игорю Гришину, благодаря подвижническим усилиям которого была создана ситуация в российском Го, подтолкнувшая меня переосмыслить свой 24-летний к тому моменту путь в Игре, посвящается этот текст)
Данный текст начал рождаться как реплика в ответ на вопрос на
форуме о применимости стратегического подхода Го в жизни.
Однако, неожиданно "пошел текст", текст о стратегии и стратегах.
Текст, написанный го-стратегом, текст о моем персональном взгляде на го-стратегию
в жизни, а если точнее на го-стратегию жизни. Я не стремился придерживаться
глоссария какой-либо одной из духовных традиций или школ мысли. Так что
не судите, пожалуйста, получившееся эссе слишком строго.
Вопрос с форума: "Но хотелось бы бытовой пример, что бы можно было попробовать в своей жизни. В переговорах? В "скандалах" с женой? :)"
Стратегия тем и отличается от тактики, что не имеет стандартных рецептов, видоизменяемых в зависимости от поля приложения усилий.
Стратег пользуется проверенными и отработанными тактическими приемами, но сила его состоит отнюдь не в этом, а в том, что он уже определил точки собственной силы и слабости. И, что самое главное, он нашел место этих точек силы и слабости в своей картине мира. Он сам для себя уже не "темный лес", в котором "без большой пол-литры не разберешься", а нечто в значительной мере познанное, по крайней мере, в существенных для собственного бытия моментах. (Заметьте, для бытия, а не только для жизни. Жизнь это только часть бытия человека. Осознание этого факта является подчас неодолимым препятствием для человека современности с его профанизированным естественнонаучной картиной мира сознанием).
Взаимодействие стратега с новой/привычной ситуацией происходит уже на
уровне структуры сознания. Стратег обучен использованию тайных (эзотерических)
для обычного (профанного) сознания человеческих инструментов, позволяющих
совместить внутреннюю (интериоризированную) картину мира с наличной ситуацией.
Это позволяет зафиксировать в восприятии соотношение точек внутренней
силы/слабости с "особенностями местности" наличной ситуации.
Стратег рассматривает "скрытую механику" ситуации, подобно тому
как опытный врач видит на рентгеновском отпечатке плотные телесные структуры,
их взаимосвязи и отклонения от нормы.
Все это происходит практически мгновенно, и дает возможность позиционировать
себя относительно ситуации с максимально возможной для наличного бытийного
качества стратега адекватностью. Судя по всему, включения логического
аппарата для этого не требуется вообще. (Можно предположить, что большинство
людей обладает данной способностью. Отсюда расхожие истины на вроде "Первое
впечатление о человеке - самое верное".)
Анекдот в тему:
Человек с унылым взглядом в малиновом пиджаке продает душу Старому Негодяю.
- А товарняк титана подгонишь?
- Могу.
- А два?
- Легко.
- А три?
- Да не вопрос - хоть десять.
-Хмм, где-то все-таки ты меня кидаешь…
(Стратегическое чутье подсказывает данному персонажу, что с бытийной точки зрения обмен неравноценен, хотя с точки зрения жизни - процент прибыли практически бесконечен.)
Именно на этой стадии принимается самое важное из решений по отношению
к надвигающейся/меняющейся ситуации - какую из стратегий выбрать.
Достаточно выделить три возможных - участие, уклонение и выжидание.
Что же влияет на решение? Как оно принимается? Стратег сопоставляет сетку
координат своей картины мира с размеченными на ней точками (зонами) силы
и слабости с "сеткой координат" наличной ситуации и сравнивает
их по принципу гравюра-оттиск или ключ-замок (кому как удобнее).
Кроме того, "снимок ситуации" с "наложенной резолюцией"
фиксируется в сознании. Таким образом нарабатывается "жизненный опыт"
человека, иначе называемый "житейской мудростью".
На второй стадии работы со "снимком", стратег в состоянии перевести полученную информацию в сознание и подвергнуть дискурсивному анализу, выработать свое отношение, план действий и пригодные тактические приемы. Эта стадия работы со "снимком ситуации" требует специального обучения и развитых логических инструментов.
Видимо, вы уже почувствовали насколько такое описание стратегического восприятия действительности может быть близко к видению позиции в Го. Доску Го с расставленной на ней игровой позицией можно рассмотреть как универсальную модель "карты местности" наличной ситуации, на которую в процессе оценки позиции накидывается сетка координат картины мира стратега. Естественно, что при многократном осознанном повторении данного процесса с учетом установленных логических правил (правил игры) и в соответствии с предписанными инструктором принципами (стратегемы Го) для сознания обучающегося будет проявляться тенденция структурирования в вышеописанном направлении. Постепенно человек, даже сам того не осознавая, начинает пользоваться описанным методом стратегической оценки ситуации. При этом, с определенного "мастерского" уровня (стоит заметить, что он наступает для каждого на своем уровне силы игры, а не с какого-то "дана" или "кю") освоенные стратегемы Го интегрируются мышлением в такой степени, что для оценки наличной ситуации в соответствии с ними уже не требуется включения логики.
Доска в начале игры пуста и на ней есть только "природные особенности местности" - свойства углов и сторон, особенности первой, второй, третьей, четвертой и пятой линий, "странное свойство" пунктов 2-1 и некоторые менее очевидные. Легко видеть, что практика восприятия доски как некоего незаполненного пространства, обладающего неоднородной топологией, уже структурирует сознание. Медитация на пустоту доски - важный элемент освоения стратегии Го.
В процессе игры на доске появляются камни. Для непосвященного
это просто "узор", могущий вызывать ассоциации, но он еще не
обучен умению выделять объекты и процессы, создаваемые камнями во взаимодействии
друг с другом и с топологией доски. Искушенный го-стратег умеет видеть
в этом "узоре" объекты и, что самое главное, процессы. Объекты
- это группы (возможно из единственного камня) и территории со 100% детерминированным
будущим. Процессы - группы, территории, силы и слабости, судьба которых
определена только в той или иной мере. Чем глубже вы погружаетесь в Го,
тем большей для вас становится доля числа процессов, которые вы видите
на доске, по сравнению с числом объектов. Более того, вы неожиданно открываете
для себя умение "видеть невидимое", например, распознать возможность
выживания в пункте 3-3, как процесс, зависящий от появления камней на
доброй четверти доски, хотя в реальной игре этого может так и не случиться.
Мышление процессами - главная отличительная особенность стратегии Го,
но только этого было бы недостаточно для того, чтобы рассматривать Го
в качестве лучшего из инструментов воспитания стратега. Идеальная визуализируемость
этих процессов, наглядное отображение процессов в виде конфигураций камней
- вот что делает Го уникальной практикой для Стратега.
Тут то на авансцену нашего сознания и выходят стратегемы. Стратегемы мягки
и текучи, они востребованы именно как способы оперирования процессами,
которые по определению не поддаются однозначному описанию. Для манипуляции
объектами вполне достаточно свода раз и навсегда жестко заданных правил
аристотелевой логики. Видимо поэтому европейское рационалистическое мышление
и пасует не столько перед сложностью, сколько перед глубиной Го.
Стратегемы Го, среди которых блистают "Отдай малое - возьми большое",
"Угроза до определенного момента - сильнее исполнения", "Прежде
чем атаковать, оглянись на самого себя" прочно интегрируются в процесс
мышления го-стратега. Настолько прочно, что и в жизни уже невозможно отказаться
от их использования. Более того, человек, научившийся сильно играть в
го, но так и не осознавший элементов стратегии Го, благодаря которым он
силен в игре, оказывается в весьма сложном положении. Если в своем бытийном
качестве человек уже давно поднялся до стратегемы "Отдай малое -
возьми большое", но все еще твердо уверен, что в жизни надо пользоваться
правилом "Победитель получает все", то эффективность его деятельности
падает, поскольку он одной рукой рушит, то что строит другой.
Мастерство в го без осознанной работы со стратегемами Го в своей жизни
- отнюдь не есть благо само по себе. Ибо нелегко тому для кого "во
многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь"
[Еккл.1, 18].
Руслан Дмитриев, Нижний Новогород, 2007 год